Вы здесь

Аватар пользователя Переводы
03.02.2017    Переводы    310    0
         

... предыдущая статья ...

Поддержка производства (制作協力, Seisaku Kyouryoku; アニメーション制作協力, Animation Seisaku Kyouryoku) и основные роли аутсорсинга:

Концепция субподрядов сторонних компаний на часть производства для аниме не уникальна, но иногда она воспринимается ошибочно. Титры, используемые для обозначения поддержки производства (制作協力) размещаются в конце эпизода над которым работала стороння студия, но мне кажется, что таким образом совершается фундаментальная ошибка. Она заключается в том, что одно из популярных заблуждений (можно сказать анимерасизмом) стало мнение, что использование зарубежных аутсорс-компаний вызвано только экономией бюджета. Да, это правда в случае со студиями из Китая, Кореи, Индонезии и Филлипин, которые получают огромное количество заказов со стороны японской аниме индустрии. И да, на самом деле заказы на анимацию в перечисленные страны зачастую означают недобросовестный способ снижения издержек. Но это не значит, что можно игнорировать тот факт, что бОльшая часть аутсорсинга приходится (сюрприз!) на саму Японию.

Кто занимается аутсорсингом? Почти все для практически всех. Даже самые именитые студии находятся на обоих сторонах процесса, потому что в текущих условиях довольно сложно создавать ТВ-сериал полностью своими силами. Например, студия BONES, известная своим высоким качеством и талантливыми сотрудниками, регулярно привлекает другие студии для создания целых эпизодов. С другой стороны, известно, что крупные анимационные компании тоже выполняют работы по субподряду, даже близкие к самоокупаемости, например, ufotable. Пожалуй, наиболее ярким примером здесь можно назвать Sunrise Origin Studio - дочернюю студию Sunrise, которая была создана с одной целью: производство Gundam: The Origin. Тем не менее, несмотря на ясную цель своего существования, студия до сих пор принимает заказы на субподряд, снова и снова. Студии не могут позволить себе закончить работу по своему желанию, но и длительный перерыв в работе тоже нежелателен, так как компании придётся платить зарплату большому количеству незанятых людей.

Если и есть исключение из правил, то таким феноменом может стать Kyoto Animation, которая за последнее десятилетие превратилось в сериальный Ghibli, а в некоторых случаях и превзошла именитую студию в работе над внутренними эксклюзивами. Фанаты воспринимают производство аниме, как нечто, за что несёт ответственность только одна студия. Но относится это только к данной крупной студии. В течение многих лет они, работая только на себя, производят каждый эпизод сериалов собственными силами - руками нанятых на полную ставку специалистов, а не фрилансеров. Есть небольшие исключения (например, частичная работа, долговременные отношения), но в целом Kyoto можно сказать стоит обособленно в многочисленном ряду остальных студий. Всё это выглядит как серьезный подвиг (к сожалению, неприменимый для основных принципов работы отрасли в целом): снижение затрат за счет переезда за пределы Токио, 3 филиала-студии, которые работают вместе, максимально осторожный подход к производству, который снижает возможность риска для всех элементов системы: всё это делает работу Kyoto единственным примером в своем роде. БОльшая часть из этого списка невозможна в другом месте, по крайней мере без изменения ландшафта всей индустрии.

Очевидно, что этот гид не скрывает тот факт, что процесс анимирования представляет собой частичный аутсорсинг, который вы наверняка заметили, если эти статьи привлекли ваше внимание к титрам. Невозможно не увидеть, что названия компаний, которые работали над серией, показываются в конце, а также указываются отдельные сотрудники таких компаний, работавших над серией. В отличие от полного аутсорсинга, который позволяет другой студии запустить весь процесс производства, частичный аутсорсинг помогает в конкретных вещах; главная студия по-прежнему отвечает за весь эпизод, но полагается на других. Они занимаются анимацией, фонами или любой другой работой, которую необходимо сделать. Некоторые примеры совершенно неизбежны (например, студии, которые не имеют своей команды по диджиталу, отдают на аутсорс изготовление 3DCG), но в основном это следствие бардака в отрасли и тотальной круговой поруки. Сотрудникам постоянно не хватает рук, поэтому они контактируют с фрилансерами и знакомыми студиями, понимая, что будут получать аналогичные запросы позже. Это привело к образованию системы, которую сложно назвать плохой, но было бы неплохо, если б она не рушила временные графики. Частичный аутсорсинг анимации не есть что-то плохое, здесь можно получить вполне приемлемый результат. Хуже становится, когда уже весь эпизод отдан на аутсорс, а вы понимаете, что нужно привлекать дополнительные силы (в результате титры начинают напоминать список всех студий на свете), но само присутствие других компаний в титрах не должно вас пугать.

Эта практика настолько распространена, что сейчас существуют десятки аутсорс-компаний, которые не создают собственные проекты, а помогают в производстве другим. Это не относится к студиям, которые занимаются работой, необязательной для анимационной студии (3DCG или отрисовка фонов), а больше к студиям, имеющих своих аниматоров и режиссёров. Такие студии могут в конечном итоге вырасти и обрасти достаточными связями, чтобы взяться за свой собственный сериал, но некоторые компании так и осталются на этой стадии и не меняются десятилетиями. Как художнику это возможно не очень приятно, никогда не ощутить себя творцом, но постоянное снабжение заказами, вероятно, безопаснее, чем работа в обычных студиях, так как аутсорс-студии никогда не инвестируют в рискованные проекты и имеют постоянную финансовую поддержку со стороны партнёров.

Новые студии (особенно те, которые начинают с нуля, а не являются осколками ранее существовавшей компании) часто начинают с роли поддержки. Развиваться им в полноценную анимационную студию или оставаться в роли аутсорс-студии зависит от амбиций сотрудников и их везения. Если студия сфокусировалась на поддержке, здесь множество путей для развития, например, как Wanpack ,студия, размерами превосходящая многие компании со своими собственными проектами и имеющая аномально большое число ключевых аниматоров. Так как большая часть их работы - это анимация, им не нужно расширять другие отделы.

Забавным анекдотом в этой связи можно назвать частое игнорирование бэкграунда этой картинки: повторяющийся аргумент о том, что современное аниме катится в пропасть - это желание аниматоров рисовать только милых девочек. Правда же в том, что оба персонажа работают в одной долгоживущей компании и владелец жалуется на то, что они не могут делать то, что хотят, но это не означает, что это их персональная немочь, неважно, какой климат сложился в индустрии. Так как такие студии никогда не попадают в титры об их работе над сериалом знают только фанаты студии, но зачастую такая важная деталь игнорируется.

Прямое влияние аутсорсинга на выходе может быть негативным, но не таким катастрофичным, как можно подумать. Когда у шоу есть сильный состав сотрудников, работающий над первыми эпизодами, шанс понижения качества зависит от того, будет ли в других сериях задействован аутсорсинг. Так что лучше вам надеяться, что режиссер и ключевой аниматор поработают дополнительно для снижения вероятности такой ситуации. Хотя в целом такие эпизоды будут примерно равного качества, и средний зритель не сможет их отличить друг от друга. Зачастую производственные условия неидеальны, вероятно, делать серии самостоятельно хуже, чем отдать производство на сторону. Но это слишком сложные вопросы для непосвящённого в производственные процессы человека. Хотя это скорее исключение, но есть случаи, когда аутсорсные эпизоды сделаны прекрасно. Это может произойти, если вы знаете сильную студию с выдающимися сотрудниками (или вам повезло получить их в работу), что может стать целым событием для сериала. Studio Trigger заполучила огромное количество фанатов за пять лет своего существования, но мало кто знает, что дебютом студии стал фантастический эпизод из IDOLM@STER, лучший из всех выпущенных эпизодов вместе взятых.

Подводя итог, можно сказать, что полная работа над эпизодом аутсорсером - это в основном легкая потеря качества, редко - бедствие или чрезвычайно замеченное улучшение.

Но почему все этим пользуются, если аутсорсинг так неудобен и приводит к ухудшению качества? Участники отрасли уже говорили, что если что-нибудь в собственном производстве обходится дешевле, в лучшем случае они могут снизить практически обязательную наценку на услуги аутсорсеров. Другими словами, это простой способ получить готовую работу. Узким местом в производстве телевизионных аниме является время, и аутсорсинг - это один из инструментов для обхода этой проблемы. Это может казаться невыполнимым - закончить работу одной компании не сорвав сроки, но при помощи нескольких студий это уже не так нереально... даже с увеличением издержек и кошмаром в логистике. Существует множество баек, иллюстрирующих весь хаос атусорсинга. Самый странный случай, который я наблюдал - подключение к чату аниматоров ассистента продюсера и просьба от него помочь в поиске новых сторонних студий, так как ему срочно нужна помощь в работе над дополнительной анимацией. Пришло время фанатам аниме с Запада перестать смотреть на аутсорсинг как на "экономию средств с помощью субподряда в Корее", а понять, что аутсорсинг - это необходимое зло, компенсирующее кошмарные графики. И в индустрии, которая выпускает более 100 сериалов в год, дела будут становиться только хуже.

Чтобы закончить на более светлой ноте, я бы хотел напоследок упомянуть совместные производства, которые в титрах обозначены так, что их легко можно с чем-нибудь спутать. Вы можете обнаружить небольшую студию под общим титром "Ассистент производства анимации" (アニメーション制作協力), что обозначает разную степень вовлечённости студии в процесс, но по факту она ни за что не отвечает. Также довольно распространены случаи, когда под титром "Производство анимации" могут стоять попеременно две компании, которые еженедельно чередуются. Так, например, было с проектами Gainax x SHAFT в ранних нулевых или в новых сериалах Kumamiko. Последнее время такие договорённости можно встретить между 2D и 3DCG студиями, таких как Studio 3Hz and Orange в сериале Dimension W. Работа здесь разделена меньше, так как обе студии работают над одним эпизодом с акцентом на разных аспектах (так CG-студия приступает к работе в механических и экшн сценах).

Вот теперь можно смело сказать, что мы рассмотрели все основные титры в производстве аниме. Разумеется, их на самом деле намного больше - несколько видов продюсеров, литератор (文芸), чья роль представляет собой широкий спектр задач по написанию сценариев, или дизайн-продюсер, у которого множество различных обязанностей. С тем, что мы узнали в данный момент, зрители должны лучше осознавать, что влечёт за собой производство каждого эпизода и как именно в нем участвуют люди и отдельные компании. В следующий раз мы копнём в сторону творчества и поговорим о сценарии, раскадровке и режиссуре эпизода. Изначально я хотел сделать это в этой статье, но она очень сильно разрослась. Вот настолько сложным бывает этот процесс!

...продолжение следует...

Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (2 оценок)

Комментарии

Добавить комментарий