Вы здесь

Аватар пользователя Тень
03.06.2015    Тень    1554    2
         

...предыдущая часть...

Появление Эм Си…

Эта статья посвящена развитию отечественного фендома…

«Аниме - это модно!» - этот лозунг в начале «нулевых» бросил в массы Дмитрий Федоткин, основатель компании «Эм Си Энтертэйнмент», первой в России конторы, всерьёз занявшейся лицензированием и распространением аниме. Как уже было сказано в прошлых частях, на тот момент на прилавках рынков и магазинов безраздельно властвовали пираты, так что появление МС было значимым событием для фендома. Уже в 2003 году фирма выпустила свой первый релиз – «Манускрипт Ниндзя», тем самым дав возможность отаку из страны берез и матрешек приобрести не пиратскую подделку, а официальную лицензию.

Сразу отмечу, с самого начала МС пошла по пути пиратов, купив лицензию не напрямую в Японии, а у компании Manga Entertainment, имевшей права на это аниме. Судя по всему, так было банально дешевле и проще, плюс не имелось дополнительных проблем при переводе на русский язык. Следом были изданы «Красотки Головорезы», «D - Охотник на Вампиров» и еще ряд работ, окончательно убедивших фендом в том, что появление лицензионного аниме, не случайное стечение обстоятельств. Настоящим «выстрелом» стала лицензия «Хеллсинг: Война с нечистью», выполненная на действительно хорошем (по тем временам) уровне. Для многих открывших в «нулевые» для себя аниме, похождения стильного вампира стали тем самым «первым шагом» в таинственный и пугающий мир японской анимации. Шутки шутками, но стараниями МС за 2003-2004 годы отечественный фендом значительно увеличился в размерах.

Manga Entertainment

Говоря о технических деталях, можно смело провести параллели между МС и компанией Steepler, в начале 90-х завоевавшей отечественный рынок компьютерных игр в формате приставок. Был предпринят ряд конкретных шагов, направленных на привлечение внимания к продукции компании и максимального переформирования фендома «под себя». В чем это выражалось?

Во-первых, для рекламы и продвижения своего товара компания приобрела журнал АнимеГид, куда были приглашены известные в рамках тогдашней аниме-тусовки люди: Алекс Лапшин (один из руководителей крупнейшего в России аниме-клуба Р.Ан.Ма), Валерий Корнеев (автор известного тогда журнала «Великий Дракон»), Борис Иванов (человек, издавший книгу «Введение в японскую анимацию»). Будь то вышедшие в 2004 году «Рубаки» или «Mezzo: Игра со смертью» образца 2006 года, - все моментально оказывалось на страницах АнимеГида.

Аниме Гид - нулевойГерасимов "Saotome" Алексей: После достаточно неудачного запуска печатной версии "animemagazine" (просуществовавшего до 9-го номера), в моей голове созрел план нового издания. С названием я определился достаточно быстро, так как фанател от издаваемого в те времена альманаха "Видео-гид", в котором обозревались новинки видеопроката. Так родилось название "Аниме Гид", которому были срочно нужны финансовые вливания с целью воплощения в бумажный формат. Именно в 2003 году на меня вышел Денис Данилов у которого нашлось то, чего не доставало у меня. Деньги и связи в издательском мире. Свет увидел так называемый нулевой выпуск "Anime Guide". Именно тогда на журнал обратили внимание в MC и следующий, первый номер, вышел в 2004 году с рекламной поддержкой "Эм Си Энтертэйнмент". Именно с этого номера потихоньку началась внедряться политика "статей на заказ рекламодателя". С несогласными авторами прощались быстро и тихо, и с 5-го номера в журнале не осталось не единого намека на основателей издания. Лично я в последний раз был упомянут в авторском составе 4-ого номера журнала. Потом обо мне предпочли забыть.

Ссылка на 0-ой номер Аниме Гида
Ссылка на 1-ый номер Аниме Гида

Во-вторых, это была трансляция на ТВ в рамках популярного среди молодежи канала MTV изданных МС релизов. Поэтому, многие, ранее не интересовавшиеся аниме молодые люди, начали узнавать творчество японских аниматоров и интересоваться им.

В-третьих, это был Московский Аниме-Фестиваль, состоявшийся в первый раз в октябре 2003 года. Тогда, в кинотеатре «Пионер», анимешники смогли на большом экране увидеть любимых героев.

Федоткин не скрывал того, что основной целью МС являлись не «бывалые» анимешники с богатым опытом отсмотренного, а молодежь, для которой рассуждения о скрытых смыслах, «правильных» переводах и глобальном «Рэй или Аска» были пустым звуком. Разумеется, подобное вызывало противоречивые отклики в фендоме, но это мало интересовало руководство компании. В силу пустоты рынка усилия МС приносили плоды, к середине «нулевых» аниме перестало быть чем-то диковинным, а фендом заметно помолодел. Выход новых популярных релизов, будь то «Изгнанник» или «Крутой Учитель Онидзука», упрочил положение компании. Однако, у медали была и другая сторона…

Достаточно серьёзный план МС по завоеванию отечественного рынка претворялся в жизнь как-то "опереточно". Заявив о своей высокой планке качества, компания не слишком далеко ушла от продукции пиратов, подчас допуская огрехи даже там, где, казалось бы, было просто некрасиво это делать.

«Надо взбивать яйца, пока они не станут упругими» с. «Моя Богиня!».

Качество перевода «плавало» от релиза к релизу, а уровень озвучивания колебался между «хорошо» и «никак». Разумеется, никто не ждал на первых порах чудес от молодой компании, однако время шло, а ситуация менялась очень медленно.

Аналогичная история происходила и с АнимеГидом, изначально ориентированным на стандарты западных изданий, посвященных аниме. Да, в журнале были репортажи из Японии, рейтинг лучших аниме на все времена (по версии его авторов) и регулярные обзоры новинок. Однако, общий уровень (при заявленной высокой планке) варьировался от действительно интересных тем (например, интервью с Мамору Осии), до наделавшего шума обзора «Эльфийской песни» (когда вместо критики, где авторы были бы в своем праве, получилась грубая провокация). Было странно натыкаться на страницах журнала, созданного профи, на фразы вроде «Неприхотливые подростки это для вас» с.

Даже неплохая идея с «Призраком в доспехах» на ТВ в закрытом показе Гордона

http://www.youtube.com/watch?v=pDrz7BDE0y8 (или см.ниже)

обернулась историей о «резиновой женщине», которую Борису Иванову припоминали еще долго.

Московский Аниме ФестивальВ ситуации, когда у МС не имелось серьёзных конкурентов на пустующем рынке, это было не так важно. В конце концов, даже появившиеся во второй половине «нулевых» Мега-Аниме и XLM не составили слишком серьёзных проблем. Однако, раскрученный компанией механизм увеличения фендома начал работать против нее по мере распространения широкополосного интеренета. В тот момент, когда большинство российских анимешников получило возможность смотреть свежую серию «Наруто» в день премьеры, у МС появились серьёзные проблемы. А тут еще ударивший кризис 2008 года, серьёзно осушивший финансовые реки РФ. Это время было крайне сложным для продавцов на DVD, закрывались целые сети магазинов, занимавшиеся продажей аудио и видео продукции. И компания МС не стала исключением из этого правила, постепенно начав сворачивать свою деятельность в 2009 году. Сам бренд отошел компании «Видеосервис» чьей «дочерью» она являлась, и продолжил свое существование до 2011 года. Большая часть проектов компании не пережила её конца, а последний был закрыт в прошлом году. Первым прекратил своё существование Московский Аниме Фестиваль, в последний раз проведенный в 2009 году. С прекращением выхода новых релизов это мероприятие просто потеряло свой смысл. Следом пришел черед «АнимеГида», напрямую зависевшего от финансового продвижения МС. Все годы существования журнала его авторы старались не следовать увлечениям фендома, но формировать читательский интерес под себя. Однако, для подобных целей они не имели инструментов и не понимали своего читателя. В результате журнал оказался не востребован и не смог перейти на самоокупаемость. После ухода МС была предпринята попытка переломить ситуацию – в ранее закрытый авторский коллектив начали приглашать новых авторов, а руководство журнала попыталось стать ближе к фендому (последний номер Валерий Корнеев лично презентовал в одном из московских магазинов). Но, это было слишком мало и слишком поздно. Релизы компании демонстрировались по ТВ уже под маркой «Видеосервиса», остатки тиражей распродавались, а люди, что благодаря МС стояли в «нулевые» на вершине фендома, оказались этому фендому не нужны.

Что в итоге? Говоря о компании Эм Си Энтертэйнмент, её не получается однозначно назвать хорошей или плохой. С одной стороны, её релизы и проекты реально наполнили рынок, дав толчок развитию фендома. С другой стороны, уровень этих релизов и проектов был очень разным, а отношение к анимешникам снисходительным.

...продолжение...

Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (6 оценок)

Комментарии

Аватар пользователя drugon

С выводом абсолютно согласен. Качество релизов подчас было ну о-о-очень сомнительным. Однако MC всё-таки оформили рынок и поспособствовали популяризации аниме.

Злые барабашки рулят!

Аватар пользователя sariman

Да, ностальгия мучает. Как я бесилась при просмотре "Агента паранойи", когда из-за низкого качества звука не могла расслышать слова героев!

Добавить комментарий