Вы здесь

01.11.2009 00:00    1575    0
         


Хорошо, когда хорошие вещи случаются дважды. Вернее, не так: хорошо, когда хорошие вещи случаются, если же они случаются дважды, то вообще отлично – непросто ведь хорошую вещь случить. А случишь – не заметишь. Плохое ведь постоянно под хорошее маскируется, редкий глаз различает. И ладно в чужих поступках, в чужом огороде каждой травинке счет ведешь, а в своем поймешь ли, когда во благо, а когда во вред корпишь? Благодатная почва для философского многотомника, но мы народ приземленный, варварский, от размышлений далекий, отчего выберем ответ попроще: хочешь сделать хорошо – делай много, а уж во «много» что-то хорошее точно попадется. Массой давить надо, массой. Всем известно, что если посадить миллион обезьян за печатные машинки, то у одной гарантированно получится что-то путное. Большинство современной литературы так и производится, клепается рядом мартышечьих фабрик, раскиданных по странам третьего мира. Возьмите что-нибудь популярное, почитайте и вы сразу же заметите характерную фактуру.


Этой методики придерживаюсь и я, только кустарно, подменяя миллион обезьян одним Суртуром (в кругах поэтических известным как Крэг). Замена не лучшая, но более-менее рабочая. Действует она слегка автоматически, по природе своей, с пристрастием к штамповке, поэтому турнув в авторскую колонку 73-его номера статью о христианском индастриале, мы тотчас же решили тему развить, поговорив о другом направлении христианского андеграунда – о жилах рудных, порождающих «метал». Ага, с одной буквой «л», название жанра принято не переводить, а транскрибировать так, как читается оно на английском, с ударением на первый слог. Правда, к прискорбию, 74-75 номера по причинам суицидально-депрессивного характера пришлось пропустить, но разве нас такой мелочевкой остановишь?


Конечно, весь метал одной статьей не охватишь, равно как не запихнешь гигантского спрута в компактную тумбочку. Метал он такой, колоссальный и со множеством поджанровых щупалец, при том совершенно различных, непохожих друг на друга. Внутренние течения здесь контрастируют кардинальным образом: скорость пауэр-метала и могильная неспешность фьюнерал дума, утонченная переливчатость прога и натужная сель металкора, растущий из народных корней фолк и индастриал заводской сборки… И это лишь по структуре звучания, в атмосферном плане поджанры разнятся еще сильнее. Что вынуждает говорить лаконично, подробно останавливаясь на участках направления, интересующих меня сильнее всего.


Скажем, не буду я особо расписывать творчество престарелых звезд, замаливающих грехи молодости. Нет, я не об отдельных экс-участниках некоторых российских групп, я, скорее, о том же Ингви Мальмстине, который нынче нет-нет, а пару пламенных песен на новый альбом турнет. Не потому, что пренебрежительно отношусь – я рад за людей, которые хоть на старости лет, но решились таки стать на путь истинный, заработать свой динарий, но такие перемены если и становятся видны, то лишь в мейнстриме метала, а он от нехватки внимания не страдает. Я же предпочитаю освещать закутки потемнее. Да и не люблю я музыку, нацеленную на популярность. Не из небыдлячьей аргументации – по техническим причинам. Звуковые пристрастия – штука личная, у каждого они свои, и чтобы понравится многим, композиция должна быть как можно более обтекаемой, лишенной острых углов, а мне-то они в музыке и нравятся больше всего. Масскультурный подход мне не нравится чисто технически – выходит слишком просто, слишком усредненно.


Избегу я еще одной темы – металкора. Явления парадоксального, выдающегося, а оттого и подозрительного. Если в обычных музыкальных направлениях христиан днем с огнем не сыскать (тех, что открыто заявляют о своей вере), то в металкоре куда ни плюнь – всюду последователи Иисуса. Истинные ли?


Есть, скажем, блэк метал, соответственно названию набитый чернухой до краев, худшим сортом – сатанизмом, поганством (то бишь язычеством), национал-социализмом… Забавами веселых ребят. Веселых и фанатичных: блэк сверх-идеологизирован, убеждения тут ставятся впереди творчества и блэцкари часами могут разбирать трушность или позерство той или иной группы, не затрагивая спором саму музыку. Чем и пользуются отдельные граждане. Многим лидерам чернушной волны совершенно безразличны идеи освобождения от «тирании» Бога, чистой расы, возрождения старых богов, чего угодно – их заботит идея полного кошелька и, в качестве приятного бонуса, идея забирающихся в постель фанаток, отдающихся кумирам ради высшего зла! Или согласно старым заповедям о любви. Или потому, что только низшие расы дорожат девственностью и чистотой, а высшие такие заблуждения давно переросли. В общем, засилье идеологии дает отличную мину при паршивейшей игре – разве не здорово?


Тем-то и подозрителен металкор – самозваных христиан там пруд пруди, а верой пахнет как-то слабо и начинает закрадываться подозрение, что Иисус превращают в бренд, чтобы юным американским поклонникам (США – оплот поджанра) было легче выклянчивать очередной диск из своих родителей, мол, это ж христианская музыка, а не богомерзость какая! Некрасиво звучит, но как еще объяснить такую концентрацию веры в одном жанре? Не знаю. Я не люблю металкор и по другой причине – все та же коммерческость, а оттого упрощенное, однообразное, скучное звучание. Достаточно о нем.


Вот христианский блэк никаких подозрений не вызывает. Притворяться невыгодно. Верующий не-фанат все равно слушать не сможет – музыка тяжелая, специфичная, далеко не для каждого. А поклонники жанра, как описано выше, не то, что неверующие – заядлые богоборцы, их от одной идеи коробит. Когда Antestor, первопроходцы парадоксальных чертогов, только начинали играть, возмущению блэкарей не было предела: как же так, посягнули на святое! В смысле, наоборот. Посмели освещать несвященную тьму, как можно! Группу даже разрушить пытались, но не вышло. Идеология у приспешников зла, бесспорно, воинственная, а вот поступки – трусливее некуда. Доблестной битвы чураются, как же, можно и в ответ получить, зато устраивать исподтишка поджоги или затевать групповые избиения (а в особо грустных случаях и убийства с изнасилованиями) – это да, такие подвиги фанклубу падших по плечу.


Христианский блэк или, как его еще называют, анблэк (не-блэк) живет в изоляции, вот в чем его беда. Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Везде они чужие – сермяжная правда христианского андеграунда. Свои не понимают, чужие боятся. Не может не возникнуть вопрос – а стоит ли вообще славить Господа такой музыкой? Придуманной столь добрыми людьми? Вон, в церквях-то лишь по канонам поют....


Резонный вопрос. Псалом 150 говорит, что Господа надо славить и призывает возносить хвалу рядом перечисляемых инструментов. Значит ли это, что хвалить можно (и нужно) лишь сим ансамблем? Положим, что значит, буква Закона. Но тогда получается, что если тебя ударили по правой щеке – надо подставить левую, Старшой повелел. А если какой-то дурак сперва по левой влепил – тут-то он и попался, валите его ребята да по почкам, по почкам! А что? Про левую щеку-то ничего не расписано - руки развязаны.


Для чего был заключен Новый Завет? Чтобы стала понятна суть Ветхого. Иисус неустанно громил законников потому, что в религии они видели лишь механическое взаимодействие: ведете себя хорошо – попадаете в рай, ведете себя плохо – горите в аду синим пламенем. Ну, ладно, Господь милосерден, поэтому цвет пламени Он вам самим выбрать даст, дабы мучения не так тоскливо вечно длились. В автоматическом исполнении заповедей духовные лидеры упустили дух веры, позабыли о любви к Господу и к людям. Они изобрели религию и пользовали ее, как ловкий юрист пользует уголовный и административный законы – выискивали «лазейки» и проворачивали разнообразные махинации, умудряясь роскошно жить в «праведности». Иисус же показал, что дух закона идет впереди формулировки (не отменяя его: пока небо и земля не прейдут, не прейдет и закон). Поэтому христианин должен славить Господа чем только может. Не противореча Его идеалам, естественно – некоторые вещи по умолчанию не могут быть христианскими, та же порнография, не совместить ее с высоким, как сильно бы не хотелось... Но блэк и прочие ветви экстремального метала в отрыве от идеологических корней усыхают в нейтральность, в пустую нотную тетрадь, которую можно заполнить как злом, так и добром. Посему блэкари-христиане – молодцы, т.к. браво исполняют Евангелие от Луки 19-20: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него».


Но не блэком единым. Не все субжанры свихнулись на смысле. Прогрессивный метал или неоклассический «шреддинг» (о терминологии метала надо готовить отдельную статью, но это малость бесполезно – все написано до нас, поиск разъяснит) делают упор не на содержание песен, а на техничность исполнения и сложность композиции, зачастую ограничиваясь инструментальными альбомами. Или павер-метал с его едва ль не по умолчанию радостным настроем. Вполне могут нести Слово, и несут же, не вызывая при этом особого удивления. Или вот пронзающее отчаяние дум-метала – да-да, в грусти, тоске и скорби ничего порочного нет, верить не значит быть счастливым идиотом. Порой жаль, что не значит. Преумножая мудрость преумножаешь и скорбь, и почитав псалмы Давида, легко увидеть, как периоды счастья и радости в его жизни сменялись клубами темнейшего сумрака, прорезаемого одной лишь искоркой и то, далекой-далекой, тусклой-тусклой… К слову, первый альбом группы Trouble, одних из основателей поджанра дум, назывался Psalm 9, цитировал давидову работу и, понятное дело, был верной направленности.


Впрочем, есть течения, где вера как-то не приживается. Скажем, фьюнерал дум - единицы играют его в христианском ключе. В обычном думе есть место для проблеска надежды, для заплаканного взгляда ввысь, в похоронке же отчаяние стремится к абсолюту, а это уже смертный грех уныния. В стереотипном фунерале, по крайней мере - отдельные группы (вроде любимой мной Fungoid Stream) вообще не затрагивают депрессивных тем в своей музыке, а там, глядишь, к секуляристам и наш авангард подтянется. Другой пример архи-чуждого направления – грайндкор. В этом стиле музыку пытаются сделать настолько омерзительной, насколько она может быть, с названиями, состоящими из трехэтажного мата, непереносимой для уха звуковой структурой и тошнотворными физиологическими сэмплами. А добавят туда нойза, так хоть святых из дому выноси. Тем не менее, находятся люди, что пытаются очистить звучание от тошнотворности, убрать из него всю гниль и славить им Господа. Отслушанные попытки мне совершенно не понравились, но ладно, пусть сражаются, глядишь и добьются успехов.


Как бы к подобным вещам не относились ортодоксальные авторитеты, но христианский метал вполне возможен и более чем уместен. Я вспоминаю историю о все том же Давиде, как он, возрадовавшись делам Божьим, на глазах у всего народа пустился в лихой пляс, выдав совершенную качучу и кукарачу. Плясал, выражая свою любовь ко Всевышнему. Давидова жена (одна из – мужик он был не промах), барышня контрреволюционных наклонностей, дочь предыдущего царя, видит это дело, подходит и говорит: «Давид, вел бы ты себя поприличнее, ты ж не быдло какое, ты же правитель, мать твою так, соблюдай имидж ». Я слегка неточно цитирую. Давид огорчился, плюнул в сторону, прошептал «имидж - ничто, YHWH - все, дура» да тем и ограничился. Вместе с Давидом огорчился и Господь, в итоге, ничего хорошего с женой не приключилось, уныло померла бездетной.


Так и с христианским андеграундом. Играют себе люди, им нравится, при том слушателей направляют не тропой обманной, а путем истинным, и сил, чтобы сквозь повседневный ужас продираться, дают, к чему здесь придраться? Важно то, что Бога любят, а из истинной любви к Нему плохого не выйдет.


Напоследок, поговорим о конкретных представителях. Указывать на самых именитых не буду, поведаю лучше о своих любимых. Все со ссылками на места, где можно хоть пару песен, но тут же и послушать (предупреждение – много траффика).


Century Sleeper – готик дэс-дум метал.


   https://myspace.com/
Группа с весьма интересной историей. Жили-были два христианина-музыканта – американец Джеймс Оллин и англичанин Ян Аркли. Играли оба дум. У каждого свои группы, свои успехи. Решил однажды один из них черкануть другому письмецо. Решил – написал – отправил. Содержания простого, мол, «знаешь, ты настоящий мужик». А другой возьми и ответь «хех, я такой, но ты ведь тоже крут». Осознав обоюдную мощь, задумали они сыграть вместе – и как задУмили! Аркли прилетел в гости к Оллину и в десять дней был записан альбом, жаль, что единственный, но это временно. Люблю сию группу. В тяжелейший период жизни она была одной из немногих опор в жизни, а до того послужила поводом знакомства с отличным человеком – древо познается по плодам его, а плоды хороши.
Самостоятельные проекты парней ничуть не хуже.


Visionaire / Ikarian – готик дэс-дум-эмбиэнт метал.
https://myspace.com/
https://myspace.com/
Сольный проект Джеймса Оллина. Две ссылки в связи с переименованием. Играет мягко и достаточно приятно, в теории, может и непривычному к металлу слушателю понравится – как альбом 1998 года «Within the Arcanum Hall» понравился моей маман (максимально отдаленной от музыки подобного толка).


Ashen Mortality – дум-метал с легкой примесью фолка.
https://myspace.com/
My Silent Wake – готик-дэс-дум.
https://myspace.com/
Группы Яна Аркли. Эти уже тяжелы и мрачны, будьте готовы. Аркли, кстати, натуральный машинист, почти что кочегар – поезда водит, на досуге - поет. Всем ведь известно, что лучшие музыканты кочегарами работали.


Epta Astera – экспериментально экспериментальный метал.
https://myspace.com/
Молодой и о-о-очень странный команд. Первый альбом чего только из себя не представлял, жанр менялся от песни к песне, связующими звеньями там служили лишь элементы средневековой музыки и вера автора. Второй же – роскошный симфо-блэк-метал с массой вкусных добавок. Товарищ играет крайне оригинально, заслуживая внимания хотя бы поэтому. А еще он против коммерции в творчестве и ссылки на оба его альбома совершенно легально показывает основной сайт группы - http://www.eptaastera.com/music/
Добавлю, что при всей металлизированности, играет они нетяжело.


Necromance – готик-индастриал метал.
https://myspace.com/
Начинали с обычного дэса, закончили же более-менее равной пропорцией метала, индастриала и симфоники. Необычная группа, которой сильно не повезло с издателем – третий альбом выпустили как попало, с почти наплевательским отношением, получив закономерные продажи. Группа влезла в долги, вынуждена была продать инструменты, а оттого распалась. Грустно. Тем не менее, слушаются хорошо. Любят перекладывать Евангелие в песни, этим мне нравится их песня Lilies Of The Field – притча о лилиях из Нагорной Проповеди, спетая под легкий-легкий метал. Прям так и представляешь Иисуса с гитарой в руках – а что, Он еще как может.


Kohllapse – трудно определить однозначно, поверим архивам и скажем дарк прогрессив метал.
Майспейса нет.
Малоизвестная австралийская группа, выпустившая два замечательнейших альбома и погибшая дурацким образом – один из двух членов группы ушел, но ничего на стороне не добился, второго же поглотила обычная жизнь, напрочь оторвав от музыки. Так и затерялись. Жаль. Творчество их тяжело разбирать – оно полно идей, песни одного альбома друг на друга малопохожи, классифицировать их – сизифов труд. И зачем, когда можно слушать и радоваться жизни?


Kekal, Armageddon Holocaust, Excision – разнообразный блэк.
https://myspace.com/
https://myspace.com/
Плеяда индонезийских групп, идут списком т.к. замешаны в них примерно одни и те же люди. Исполняют блэк всех мастей и оттенков – от примитивно-минималистского до изощренно-экспериментального. Звучат отменно, разве что вокал не всем по духу придется: голос у парня хороший, но поет он на английском с индонезийским акцентом, отчего звучит малость специфично. В общем, здоровенно-здоровский пласт музыки. Кекал потрясает последним альбомом (его можно бесплатно скачать на сайте авторов - http://www.kekal.org/download/ ), отливая из метала новые формы, Холокост хорош холодным гневом первого альбома, Эксижен западает в душу вторым, означающим начало музыкальных экспериментов.


Light Shall Prevail – блэк метал.
https://myspace.com/
Ссылка правильная, название сменили, страничку оставили прежний. Главный из череды проектов Вэйви Свендерсона – матерого человечища, исполняющего достаточно атипичный блэк с со слегка эмбиэнтовым звучанием. Творец он плодовитый, держит сразу ряд проектов, но в клонировании его не обвинишь – стиль сохраняется, но испишется он, полагаю, нескоро. Красиво сочиняет, однако мало кто любит подобную музыку.


Glaciial – эмбиэнт блэк-метал.
https://myspace.com/
Переходное звено между предыдущим пунктом списка и следующим, т.к. является совместным проектом двух групп, по звучанию – что-то среднее между ними.


Flaskavsae – эмбиэнт блэк-метал.
https://myspace.com/
Еще больше странной, экспериментальной музыки. Размытое звучание, минималистичная композиция, легкая психоделичность – чего еще для счастья надо?


Vanguard – эпик-симфоник дэскор.
https://myspace.com/
А эта группа не только музыку пишут, они еще и к литературе причастны – каждая песня соответствует главе из книги, над которой авангардисты трудятся. Интересный подход. Постоянно перебирают стили, отчего особого постоянства в альбоме не наблюдается, но это и хорошо, не заскучаешь.


Exultet – эпик блэк-метал.
https://myspace.com/
Творчество группы полностью посвящено крестовым походам, сражениям европейцев с сарацинами, как тематически, так и музыкально – авторы мешают блэковое звучание со средневековыми ритмами и инструментами, получается весьма и весьма.


VIXIVI – экспериментальный блэк-метал.
https://myspace.com/
Сольный проект, с которого я начал увлекаться христианской андеграундной музыкой, соответственно, один из любимых, отчего непросто дать ему трезвую характеристику. Экспериментальный блэк-метал, постоянные попытки найти какой-нибудь оригинальный ход, разнообразие, вариация. Получалось хорошо, но Зестигма, автор этого дела, прикрыл лавочку, предпочтя продолжить карьеру в составе группы Inevitable End.

Surtur
Аватар пользователя Surtur
Голосов пока нет

Добавить комментарий (обзор)