Вы здесь

01.01.2010 00:00    1891    0
         


Великие дела любят рождаться в почти абсолютной безвестности. Как в первом году нашей эры никто не догадывался, когда он живет и что разворачивается вокруг, так и в нашу, казалось бы, сверх-насыщенную информацией эпоху крупные события не перестают разноситься громом средь ясного неба. Но это логично. При всей своей полярности, крайности частенько ведут к одному и тому же результату. В голой пустыне ничего не видать, потому что в ней, как ни странно, ничего нет. В глухой же чаще ничего не видать т.к. в ней наоборот, чего только нет. Разные дороги, одинаковые тупики.

Впрочем, все это романтика, живущая вечностью, мирские же вещи долго не терпят, вот и не будем томить их ожиданием. За недавний период прозвучал ряд новостей, по одиночке не слишком интригующих, но в совокупности открывающих интересную, а для кого-то и страшную картину.

Новость первая. Корпорация Marvel, один из гигантов американской комикс-индустрии, заключила договор с небезызвестной студией Madhouse на выпуск в 2010 году не одного, не двух и не трех, а сразу четырех аниме-сериалов, основанных на популярных марвеловских брэндах. Формат сериалов будет слегка необычным - двенадцать получасовых серий. Стартует проект в апреле, как - пока непонятно. То ли первопроходная дюжина воспоет чугунное мужество Железного Человека, то ли анимирует адамантовые похождения Хью Джекмана, тьфу, Росомахи, то ли осветит совместные приключения этой парочки. Направленность оставшейся троицы пока неизвестна, но легко предположить, что в ней засветятся главные лица корпорации, всякие там Люди-Икс, Человеки-Пауки, Халки, Фантастические Четверки и прочие Капитаны Америки. Конечно, было б интересно увидеть кого-то менее знакомого, разнообразия ради, но слишком уж нова данная инициатива и слишком уж крупны корпорации, чтобы так рисковать, нет, играть будут наверняка, с прозаичным прагматизмом.

Новость вторая. FUNimation, солидный американский дистрибьютор аниме, открывает особое подразделение, целью которого будет со-продюсирование аниме, иными словами, надоело им лицензировать чужое, хотят они заказывать свое. Известие, вроде бы, не удивительное: Bandai Entertainment или там ADV Films уж много лет как вкладывают деньги в производство аниме, и совершенно незаметно, что к японским иенам приложены американские доллары. Но в том и событие: FUNimation не собирается спонсировать привычную анимешную деятельность, оно берет курс на адаптацию восточными аниматорами западной интеллектуальной собственности, то бишь, стремится, чтобы новостей, подобных первой, стало больше.

Новость третья. Мелкая и не совсем новость, но до кучи сгодится. В феврале месяце в продажу поступят Blue Ray- и DVD- диски с аниме Halo Legends, сделанным по типу Аниматрицы, похожая солянка из сюжетов и стилей, только на основе небезызвестной серии игр Halo. Часть эпизодов уже показали по сети X-box Live, часть будет доступна исключительно на дисках (пока пираты не постараются).

Новость четвертая. Production I.G. вовсю трудится над анимированным спин-оффом к грядущей компьютерной игре Dante's Inferno, это будет антология из шести частей, также собранная на манер Аниматрицы, дело которой, как видим, живее всех живых..

Как я уже говорил, по одиночке эти новости удивляют слабо. Сами догадываетесь чему в позапрошлом году своим Batman: Gotham Knight отвечал Madhouse, но то далеко не первая адаптация комиксов ниппонскими аниматорами - еще в 1992 году Sunrise трудился над Batman: The Animated Series. Правда, они тогда занимались исключительно техническими вопросами, ничуть не отвечая за сюжет, но кто сказал, что в грядущих сериалах не повторится та ж ситуация? И не бэтменом единым, вон, в 2006 году студия Gonzo перенесла на экраны более чем комиксовый Witchblade. Гонзо же хотела на западные деньги снять Five Killers и сняла бы, не впади она в банкротство, впрочем, авторам Sin: The Movie или недавнего Kite: Liberator, также трудившимся на иностранный капитал, повезло больше, они свои проекты в свет выпустили. А жаль.

Короче, ничего экстраординарного здесь вроде и нет, кабы не одно но. Количество. Сотрудничать-то и раньше сотрудничали, но в таком ли масштабе? Аниматрица в свое время не имела аналогов, а теперь, похоже, к каждому завалящему тайтлу пристроят по сборнику анимешных короткометражек. От редкого исключения дело переходит к едва ли не валовому производству.

Что самое забавное, причины таких перемен загадкой не являются, ответы неглубоко зарыты. Общий оборот анимешного рынка в США составляет около трех миллиардов долларов в год. В сравнении с кинематографом оно, естественно, смешно, но сама по себе сумма немаленькая. Как вы понимаете, рынок этот завязан на импорте. А что делает бизнесмен, когда наблюдает за импортом товара, который спрос имеет, но в самой стране не производится? Правильно, производит отечественный аналог. Причем "отечественность" в наши дни определяется не столько местом производства (ибо все равно нынче большую часть продукции в Китае клепают), сколько родиной капитала, за производством стоящего.

Получается, что инвестировать выгодно. Особенно с целью промоушена, понимаете, из тех оборотных трех миллиардов на долю самого аниме, самих дисков с ним приходится менее десяти процентов, оставшаяся же часть - разнообразный мерчендайз: фигурки, плакаты, альбомы и так далее. Сериалы служат эффективнейшей формой рекламы, логично, что ее захотели впрячь в плуга западных фирм. Не говоря о том, что такая пропаганда накрывает двух зайцев одним термоядерным взрывом: в теории, она интересна как поклонникам оригинальных игры / фильма / комикса, так и самим любителям аниме.

У японской анимации есть определенное имя, заслуженная слава, сложившаяся репутация и звучат они громко. Не всегда красиво и гордо, но громко. Бросьте взгляд на ту же современную американскую мультипликацию, по крайней мере, двухмерную часть ее. Тяжело будет не заметить влияния аниме, чего одни только дизайны персонажей стоят. Впрочем, сотрудничать все же хотят с оригинальными авторами, а не с имитаторами. Спорный принцип "не японское, значит не аниме" силен, оттого инвесторы и боятся, что фанаты забракуют «аниме», сделанное вне страны восходящего солнца. К тому же, у японских аниматоров меньше зарплаты, скромнее бюджеты, а какой бизнесмен не любит экономии?

Наконец, западные комикс-издательства уже который год жаждут покорить японский рынок комиксов, этот лакомый кусище, но, насколько мне известно, особых успехов не добились. Марвело-мэдхаусовские проекты могут использовать как таран для очередного наступления.

Перспективы радужные. Для кого-то. Вышеописанная ситуация дает еще какой повод вопить о продажности студий (хотя, как показывает опыт того же Первого Отряда, японцы нарисуют все что угодно и кому угодно, дали б денег), о вторжении западных варваров на священные японские территории, о скорой гибели аниме как стиля, много о чем. А есть ли смысл? Да, лично меня не слишком впечатляет предыдущий опыт восточно-западного анимешного сотрудничества. Скорее удручает. Доброе слово я могу молвить лишь о Vampire Hunter D: Bloodlust, всякие же Highlander: Vengeance или SIN: The Movie вспоминать совершенно не хочется. И если б этой парой все ограничивалось: совместных работ было порядочно, но вот совместных работ хорошего качества…

Если все эти комикс-экранизации и довески к играм будут сделаны с таким же старанием, то есть риск, что популярность аниме перестанет расти, напротив, всех достанут к чертям собачьим эти "дурацкие японские поделки", а с падением популярности захиреет и сама аниме-индустрия. А это вдарит и по самим анимешникам, т.к. усохнут бюджеты или резко грохнется количество снимаемых за год сериалов. Впрочем, если кооперация будут успешной, то западные компании могут еще сильней закрепить свой контроль над восточной индустрией, окончательно взять вожжи в свои руки, и во что после такого превратится аниме - одному Богу известно.

К тому же, что делает аниме "анимешным"? Производство в Японии? Но чем тогда считать сериалы, где графику отдали на растерзание корейским аниматорам? Слабый пример, софистический. Лучше дать аналогию: у аниме есть игровой брат по разуму - JRPG. Как аниме отличается от западной мультипликации, так и JRPG не похоже на западные RPG. Причем, за счет того, что игры, в сравнении с другими видами творчества, достаточно сильно "механизированы", отличия между разными стилями очевидны, они элементарно перечисляются и воссоздаются. Так вот, перенимая механику, западные авторы, в основном независимые, научились делать свои JRPG, да еще как! Sword of Jade или Barkley Shut Up and Jam: Gaiden - две отличнейшие не-японские JRPG, даром, что малоизвестные, и они далеко не одиноки в своей замечательности. Спрашивается, разве нельзя сделать то же самое с аниме? Главное перенять не один лишь стиль рисовки, рисовка она ведь и внутри самого аниме меняется, суть не в ней. Суть в работе раскадровщиков (как бы операторов), сценаристов и режиссеров. Перенимая их технику, легко будет создать западное аниме, по которому не видно будет, что оно западное.

Но у медали есть обратная сторона. Если инвесторы будут лезть в работу последней троицы или вообще приглашать западный авторский состав (будут ли - время покажет), то вместо аниме будет получаться... Что-то другое. Плохое или хорошее - пока неизвестно, но будет оно другим, что вряд ли порадует фэндом. Поклонники не приемлют сильных перемен.

Хотя, так ли повредит аниме приток свежей крови? Тот же Дурдом - за съемкой четырех комиксовых сериалов он наверняка не успеет снять что-то еще, возможности-то у студии не безграничны, деньги-деньгами, а один аниматор может нарисовать лишь столько-то кадров в день, сценарист напишет столько-то листов текста и так далее. И вроде бы грустно, что не снимут, а, с другой стороны, если очередная штампованная поделка (которыми они, к несчастью, грешат в последнее время) не появится на светь, то о чем скорбеть? Однотипные гаремники, неизменный сенэн, рекурсивное седзе – сколько можно играть в атаку клонов? Тошнит уже от монотонности. Столкновение же с другим миром имеет шанс расчистить дорогу новым началам.

А может я драматизирую и после краткого периода, наполненного взаимодействием, восток с западом опять разойдутся и все вернется на свои места. Тяжело предсказать. Но, в плане релизов, начинающийся 2010 год ординарным не будет, это уж точно.

Surtur
Аватар пользователя Surtur
Голосов пока нет

Добавить комментарий (обзор)