Вы здесь

01.02.2007    1668    0
         


Аватар пользователя Алекс Хилл

В середине 90х годов, свет увидело много интересных сериалов, ОВА и полнометражек, впоследствии ставших полноправной "классикой жанра". Одни прославились необычной режиссёрской работой, которая и по сей день вызывает споры среди отаку, другие поразили зрителя необычным миром, ну а третьи…
Третьи пошли другим путём.

Со времён появления "Властелина Колец" в жанре фентези одним из ведущих сюжетов остаётся история о команде отважных героев, ведущих беспощадную, бескомпромиссную и бесконечную (если вспомнить ту же "Сагу о Копье" Маргарет Уэйс и Трейси Хикмен) борьбу со ЗЛОМ во имя ДОБРА. Книги, фильмы, и даже компьютерные игры - этот сюжет можно встретить везде, и аниме, описываемое в этой статье, не избежало этой участи, ибо базой для него послужила новелла писателя Хадзимы Канзаки, написанная в жанре фентези. В ней всё происходит именно так, как это было не один раз до этого. Сражения со всевозможными монстрами, поиск сокровищ, и даже банальное (ну куда ж без него) спасение мира.
Все по плечу непобедимой команде героев, костяк которой составляют могущественная волшебница, познавшая все тайны магии, и непревзойдённый мечник, владеющий легендарным Мечом Света.
И пускай "могущественная волшебница" - это пятнадцатилетняя девчонка (охотящаяся на бандитов не ради "справедливости", а следуя принципу "грабь награбленное") с настолько скверным характером, что с ней рискнёт связаться не каждый дракон, а интеллекту "непревзойденного мечника" даст фору дубовое полено. Это не мешает парочке совершать один подвиг за другим.
Хотя насчёт такого определения их деяниям - "подвиги", можно ещё поспорить. Некоторые назовут это "вандализмом", потому как без разрушений не обходится никогда, либо рецидивом опасного заболевания, чьи жертвы обычно лежат в одиночной палате с белыми стенами, обитыми плюшем, и привинченной к полу кроватью. Причем далеко не всегда, я бы даже сказал ОЧЕНЬ РЕДКО эти "подвиги" совершаются не корысти ради.

Приведём пример. На мирную деревню напал страшный огнедышащий и, к тому же, жутко злобный дракон. Бушует пламя, кричат испуганные жители, с грохотом рушатся стены домов - локальный Апокалипсис налицо. А в это время, в чудом уцелевшем здании деревенского трактира отважная волшебница неумолимо выжимает из, на глазах седеющего, старосты вознаграждение за убийство нехорошей твари, завершая торг фразой "Нужда - лучший двигатель торговли"
Вот такой вот корыстный героизм.
Что же касается отважного мечника, то он напоминает компьютерного персонажа, при создании которого игрок все очки характеристик спустил на силу, ловкость и телосложение, посчитав, что голову любой уважающий себя воин использует исключительно для ношения пафосного шлема.… Ну и ест ещё в неё иногда. Поколотив группу разбойников, попытавшихся напасть на Лину на лесной тропинке (и тем самым сохранив жизнь наивным беднягам), он решил проводить её до ближайшего города, ибо "маленьким девочкам опасно ходить в одиночку". Маленькая девочка (от которой без оглядки драпали тролли-людоеды) была не в восторге от попутчика, но, скрепя сердце, согласилась (одной идти было скучно). Так и начались их совместные странствия.
Позднее, к команде опасных сумасшедших…э-э-э…я хотел сказать, отважных героев, присоединились Зелгадисс Грэверс, Сильфиль Нелс Рада и Амелия Вил Тесла Сейрун (она королевских кровей, а потому не удивляйтесь такому длинному имени) .
Зелгадисс - человек-химера (у него каменная кожа и волосы), ставший таким вследствие своего необдуманного желания стать сильнее. Довольно мрачный ("подозрительный" со слов Лины) тип, и вправду выглядящий как заправский злодей, изначально находился в жёсткой оппозиции к Лине (дело дошло до рукоприкладства), но в последствии стал её союзником. Самый серьёзный и трезвомыслящий член команды, сочетающий в себе таланты хорошего бойца, и неплохого колдуна. ОЧЕНЬ не любит кому-либо подчиняться, в том числе и Лине. Основная цель - вернуть себе прежний облик.

Сильфиль, это классическая "хорошая девочка". Жрица доброго бога, изрядно поднаторевшая в целительных заклинаниях, и совсем не способная к молниям и огненным шарам. Влюблена в Гаури, чего последний абсолютно не замечает в силу особенностей мыслительного процесса.
Амелия - мини-катаклизм по своей сути, а в целом не то, что камешек, а целая кирпичина в огород "всемизвестнойиизряднонадоевшей" Сейлор Мун. Между прочим, Амелия и задумывалась как пародия на "борца за справедливость", и недаром город наследной принцессы назван Сейруном (Sailoon в оригинальном написании, японцы, как вы помните, не различают звуки "л" и "р" - очень похоже на Sailor Moon). От этого и происходит её любовь к до невозможности пафосным и напыщенным речам, излишняя сентиментальность и желание всегда быть "на высоте" (с ёлки или плеч Гаури её всегда услышат нехорошие дяди, это факт)…
Пародийность сериала подчас подчеркивают сами герои.
Разбойники, обступившие Лину со всех сторон с мечами наголо, - Ты заплатишь за свои слова девчонка!!!!
Лина в ответ - Ох уж мне эти избитые фразы.
Таинственный незнакомец, появившийся, как водится, "из ниоткуда", - Не смейте трогать прекрасную даму, злодеи!!!
Лина Инверс - Ну вот, сейчас начнется побоище шаблонных персонажей…
А как вам фразы типа: "Ну ладно, заканчиваем с шутками в этой серии" или "Когда же кончится этот дурацкий сериал?!"
Ну и практически каждое изречение Амелии заштамповано ( "Sailor Moon"© )…

Вышедший в 1995 году сериал оказался неожиданно удачным, и начал набирать популярность буквально с первых серий, и это, несмотря на типично среднюю по тем временам рисовку. Некоторые склонны утверждать, что причина была именно в необычном жанре - комедийном фентези, по их мнению, в то время представлявшим незаполненную нишу. Это не так. На момент выхода сериала уже увидели свет такие аниме как Bastard!, Magical Circle Guruguru и Dragon Half, выполненные в том же самом ключе. Многие из них, например ПАДОНАК (Bastard! : ) тоже стали полноправной классикой жанра. Так что успех Рубак был не в том, что они являлись "первыми на первом".

Дело было не только в остроумных шутках, метко высмеивавших привычные фентезийные штампы. Как я уже говорил в одной из первых своих статей, об успехе сериала можно судить по тому, стал ли хоть один из его персонажей "знаковым", тем самым Синдзи Икари, Экчи Онизукой и Тенчи Масаки. Лина Инверс стала таким персонажем, заняв место рядом с Рей Аянами и Мотоко Кусанаги. Возможно, по причине своего абсолютно "не геройского" характера, список недостатков которого будет достаточно длинным (сказать, что Лина вредная, жадная и злопамятная девчонка с характером страдающего зубной болью дракона, это значит, ничего не сказать).
Героиня, способная залезть в пасть людоеда, чтобы украсть оттуда золотые зубы. "Гениальная волшебница", швыряющаяся направо и налево "Драгон Слейвом" - заклинанием неимоверной силы, которое создатели аниме стилизовали под атомный взрыв.
Касательно именно технической стороны, Рубаки изначально не хватали звёзд с неба, что в принципе было типично для подобных проектов середины девяностых. В разрез графики шла музыка, именно работа над Рубаками принесла Мегуми Хайасибара (сейю озвучивавшей Лину) настоящую славу, окончательно зарекомендовав её как талантливую певицу. Что ж. Вполне заслуженно.
Успех сериала был столь большим, что через год после его окончания стартовал второй полновесный телесезон "Рубак" в котором разбежавшиеся по своим делам герои сериала вновь собрались вместе и столкнулись с новым врагом, познакомились при этом с новыми "друзьями". Почему кавычки? Очень просто.
Первым из "друзей" стоит упомянуть таинственного священника Кселоса. Почему "таинственного"? Потому что любимой фразой этого действительно очень "необычного" типа, со словно приклеенной к физиономии хитрой улыбочкой, является "Это секрет!". Так он отвечает на любой вопрос о своём прошлом и планах на будущее. В отличие от Зелгадиса, к которому хорошо подходят слова известной песни "на лицо ужасные, добрые внутри", за располагающей личиной "таинственного священника" кроется весьма опасная личность.
Вторым "другом" героев стала Мелфина , принцесса- мстительница, поклявшаяся СТРАШНО отомстить Лине Инверс за нанесённое ей тяжкое оскорбление (состоявшее в сведении к нулю надежд на завоевание мира). Эта дама представляет собой ходячий антипод Амелии, пародию на всех вместе взятых анимешных злодеек. В отличие от Кселоса, она была ярко выраженным второстепенным персонажем (о чём заявляли сами герои сериала) и смотрелась бледновато, особенно на фоне появившейся в ОВА Наги "Змеюки".
Юмор сериала не увял, команда студии не изменилась, и это обеспечило продолжению сериала вполне закономерный успех. Серия с ловлей Озерного Дракона до сих пор считается классикой не только комедийного фентези, но и комедии вообще. Как и в случае с первым сезоном, авторам удалось создать сериал, который было интересно смотреть от первой, и до последней серии.

В общем, Slayers Next выдались не менее удачным, чем Slayers. "Ещё! Ещё!" - бодро скандировали вошедшие во вкус фанаты, требуя "продолжения банкета", и подсчитав в уме возможную прибыль, студийные боссы решили не обманывать их ожиданий, подарив сезон третий…. Правда, было одно НО. Создавая два первых сезона, авторы сериала полностью исчерпали имевшийся у них ресурс книги (опубликовав 8 частей новеллы), и столкнулись с проблемой сюжета, которую попытались решить самостоятельно, ибо дальнейшего сотрудничества с автором оригинала не предусматривалось. Как это хорошо знают фанаты Наруто, далеко не всегда подобные попытки заканчивались успехом - филеры не самое лучшее решение, как показывает практика, контраст между оригинальной идеей и самоуправством зачастую так велик, что хоть кричи "караул".
На этот раз авторы отправили героев в очень далёкое путешествие (на соседний континент), а попутчиком в их странствиях стал новый, весьма колоритный персонаж.
Филия - натуральный Золотой Дракон, способный принимать человеческую форму. Дамочка с замашками "хорошей девочки" (в этом плане заменившая выбывшую из сериала Сельфиль), являющаяся жрицей своего народа. Весьма специфичная особа, таскающая на подвязке здоровенную булаву, коей не устаёт прикладывать любого, кто ведёт себя плохо или дёргает её за хвост, не исчезающий у неё даже в человеческом обличье (тут авторы прошлись по фентезийной системе D&D, где всевозможные священники имеют право использовать только дробящее оружие). Судя по всему, создателям сериала показалась забавной идея сделать подобного персонажа попутчиком широко известной убивицы драконов.
Героям вновь пришлось вступить в битву за судьбу мира, столкнувшись с могущественным и опасным врагом. Отличительной чертой третьего сезона стал пробивающийся порой пафос, которого не было заметно в предыдущих частях, и даже некоторый драматизм, что не вполне вязалось с духом сериала. Впрочем, о юморе авторы тоже не забыли, и, в общем, и целом последний телесезон получился неплохим, избежав унизительного определения "филер". Конечно, в нём ощущался недостаток фирменного авторского стиля, но назвать его "попкорном для фанатов" просто не поворачивается язык.

Что же можно сказать о Рубаках в общем?
Весьма примечательный сериал, ставший классикой наравне с NGE, Vision of Escaflowne и Trigun. Весёлая и бесшабашная фентези, ставшая самым известным среди любителей аниме произведением этого жанра. Разумеется, сериал не идеален (я ещё не видел аниме без недостатков), но достоинства в нём явно преобладают.
Тень
Некоторые товарищи склонны считать Рубак не более, чем пародией. Я так не думаю. Это аниме не является "тупым стёбом" над фентезийным жанром аля "Тошнит от Колец", в котором авторы просто-напросто паразитируют на чьей то идее. В этом смысле оно куда ближе к "Плоскому Миру" Терри Прачетта, где создатель произведения целиком и полностью играет "на своём поле". Что немаловажно, юмор сериала не "выдыхается" и затрагивает разные аспекты.
Алекс
Суть в том, что часто для достижения некоего пародийного эффекта авторы начинают специально вставлять в свои произведения различные ярко выраженные пунктики, штампы и шаблоны. Грань между глупостью специальной и не специальной очень тонка, а потому часто "художественные приёмы" выливаются в нечто настолько глупое, что иначе как "пошлятиной" такой экземпляр и не назовёшь. Но "Рубаки" с ловкостью акробата балансируют на этой грани, каждую секунду грозя попасть в "зону пошлости", но всё же этого не делают. Низкий поклон за это авторам.
Кстати, насчёт названия. Ближе по смыслу наше слово "рубаки", чем английское "slayers". Сравните: "slayers" переводится как "убийцы", "рубака" же значит "храбрый и опытный боец, отлично владеющий холодным оружием" (по словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Воистину велик наш русский язык, потому как передавать подобные нюансы очень сложно.

Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (1 оценка)

Добавить комментарий (обзор)