Вы здесь

30.11.2002 00:00    1850    0
         


Очень странный предмет.

Долгое время я считал, что тема эта неактуальна для среднего анимешника. Знаете ли, вдоволь насмотрелся на своих земляков, которые смотрят аниме в л ю б о м виде. Как правило, это древняя кассета, десятая, если не сотая, копия любимого сериала, зажеванная до дыр и обрывов пленки. Или файл с жутким расширением .rm и не менее кошмарным содержанием. По моим прикидкам, процентов эдак 80 анимешников предпочитают просто смотреть аниме, а о качестве вопрос не стоит изначально. В каком достали, в таком и смотрим…
Вообще, сей подход до одури напоминает времена развитого социализма. Когда дефицит не покупали, а д о с т а в а л и. Но все течет, все меняется, и слава Богу, многие современные люди видят слово «дефицит» только на страницах статей по экономике и солидных энциклопедий. Какой такой дефицит, когда вокруг все есть?
Кроме, пожалуй что, денег. Деньги, - ежели перефразировать одного теоретика с опилками в голове, зело странный предмет - если он есть, то его сразу нет. Но мы не американцы, чтобы ориентироваться на среднего человека. Мы не теоретики, мы - практики.
Мы пытаемся в меру скудных финансовых возможностей стремиться к лучшему. И вот там и сям отаку, а чаще - их родители, собирают нечто под названием Домашний Кинотеатр (далее - ДК).
Что же это за зверь такой?

Бюджетный Hi-Fi.

«Начнем, пожалуй, с теории. Без нее в наше гнусное время и ни туды, и ни сюды».
Один преподаватель.

Каноническое определение отличается завидной немногословностью. Дескать, ДК езмь многоканальная звуковая система, и зашибись. И все тут. А сколько каналов, куда и откуда они идут, чем соединяются между собой и т д. - дело десятое.
Если разбираться вдумчиво, в свете современных реалий, то ДК - это 6-ти или более канальная звуковая система (5 колонок и саб). Сигнал идет с ДВД-плеера, звук декодирует и разводит по каналам ресивер [1], и естественно, просмотр идет на б о л ь ш о м телевизоре.
Пара комментариев к вышеприведенному определению.
Систему о 5-ти колонках и сабе (сабвуфер) обычно называют «система 5.1», поскольку сабвуфер - колонка, предназначенная исключительно для воспроизведения низких частот и расширения басов. Ее слышно только когда что-то взрывается или бьется… отсюда и единичка после пятерки - вроде не полноценная колонка, а так себе, сбоку припека….
«6-ти или более канальная звуковая система» - сейчас на смену 5.1 постепенно пророчат 6 и даже 7.1. Ничего удивительно. Производителям железа, акустики, и кабелей тоже кушать хочется. Вот и пытаются господа буржуины расширить звуковое поле за счет дополнительных «тылов» (6,1 - вместо двух тыловых колонок торчит 3). «Благодетели», понимаешь…
Собирать ДК можно двумя путями. На базе РС и без наличия такового. Знакомо, не правда ли? Да, в одном из прежних выпусков нашей рубрики я писал о DVD и говорил, что так мол и так, можно и на компе.
DVD - да, ДК - вряд ли…Недавно с умилением обнаружил на нашем форуме одноименную тему, посвященную ДК. Внимательно ознакомился, и сильно удивился. Мне представляется, мало кто понимает что такое ДК, пущай и самого низкого уровня.. А тот, кто понимает, собирает его на базе компьютера.
Причина весьма и весьма прозаичная. Все, как всегда, упирается в презренные деньги. Давайте прикинем навскидку, во сколько влетит с т а ц и о н ар н ы й ДК. Который без ПК. Итак: ДВД-плеер - от 200 баксов, ресивер (он же усилитель, здесь и далее эти слова употребляются как равнозначные) - от 350. Далее: акустика, даже самая плохонькая - примерно 100 долларов за пару колонок, то есть уже 200 баксов за 4 колонки. Еще нужны центральная колонка и саб. Они ухнутся еще в 150. Разумеется, цены указаны по минимуму, и все равно - получается что-то около тысячи.
Увы, это не для нашего человека. Особенно живущего н е в столице с ее баснословными по провинциальным меркам зарплатами. А обитающего, где-нибудь, скажем, в Ростове-на-Дону или его окрестностях. Типа Шахт, Новочеркасска… или вовсе в мрачной Хохляндии.

«А теперь послушайте, как наш оркестр играет…» [2]

«Это, может быть, не лучший из возможных миров. Но он тот, в котором мы живем.
И мы должны жить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
И извлечь из этого все самое лучшее для себя».

Филип Жозе Фармер «Врата времени»

Чего греха таить, звука-то хочется… В конце концов, один раз живем. Да чтоб было не меньше четырех каналов, а без саба и центра уж как-нибудь первое время протянем. Потому-то большинство провинциальных отаку под домашним кинотеатром разумеют исключительно к о м п ь ю т е р н у ю систему, строящуюся по незатейливой формуле: звуковая карта да DVD-ROM в придачу.
Речь идет прежде всего о продукции компании Creative с магической цифирью 5.1 в названии. Карточки типа Live! или Audigy пользуются огромной популярностью, благо конкурентов особых-то и нет…
К DVD-рому предъявляются более высокие требования. По большому счету, их три: отсутствие региональной защиты, хорошее чтение «левья» и болванок, а также - низкий уровень шума. Об этом как-то не принято говорить, но российский отаку сидит на левом аниме а р х и п р о ч н о, словно наркоша на игле. Так же, как и вся Россия - печально, но факт…[3]
Как показывает практика, по степени читабельности пальму первенства держат Toshiba и Pioneer. Аппараты сих контор легко перепрошиваются, забывают родимый первый регион, и, радостно поскрипывая, читают все, что душеньке угодно…
В перспективе сбор компьютерного ДК заканчивается приобретением видеокарты с ТV-выходом. Получается интересный тандэм, где многострадальный компьютер отвечает решительно за все. Читает диски, перекодировывает звук и обрабатывает его в зависимости от количества колонок, выводит на телевизор…
Казалось бы, вот она, земля обетованная. О том, что есть и д р у г о й путь, вспоминают редко…

Право на жизнь.

«Право на жизнь имеют не только люди, но и вещи».
Размышления на субботнике.

Мне кажется, ДК на базе компа имеет право на жизнь. Тот случай, когда и дешево, и сердито. Конечно же, минусов у такой системы выше крыши, но все в ваших руках. Краеугольный камень, как всегда, акустика.
О ней, болезной, вспоминают в самую последнюю очередь, покупая колонки по остаточному принципу. Денег и желания у нашего отаку остается ровно на то, чтобы приобрести нечто под названием «ДК в одной коробке» [4]. То есть комплект из пяти колонок и сабвуфер. Или даже меньше…
Как правило, производителем сей коробки и ее пластикового содержимого оказывается Creative, Sven или - не приведи, Господи! - Genius. Я думаю, вы и сами представляете, как звучат пластмассовые колонки ценой 30-70 баксов за пяток…
Отсюда проистекает главный плюс компьютерной системы - ее легче модернизировать. От вас потребуется совсем немного. Поменяйте колонки на деревянные, смените звуковую, добавьте саб - и ваш оркестр «запоет» гораздо лучше. Имеет смысл также поизголяться над софтом, особенно - над драйверами звуковой карты. Многие операции со звуком выполняются п р о г р а м м н о, следовательно, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор. То бишь степень кривизны рук программистов, писавшего драйвера под вашу звуковую.
Приятно констатировать, что производители компьютерного железа упорно не желают почивать на лаврах. Тот же Creative намедни выпустила в продажу звуковую карточку Audigy 2, обещая пользователям в пресс-релизе златые горы «всего» за 120 зеленых (и выше). Тут тебе и поддержка 6.1, и сертификация THX, и много чего еще…
Подумайте лучше о другом. Если у вас стандартные уши, на каковых в свое время вдоволь потоптались медведи, то на кой ляд вам дорогущая импортная акустика? Престиж и самовыражение, конечно же, важны, но тогда и только тогда, когда у вас есть слух и деньги.

Вопрос ребром.

«Сидит маленький зеленый крокодильчик на огромном острове. И думает - на хрена мне все это нужно?»
А. Бушков. «Рыцарь из ниоткуда».

Вдумайтесь: Домашний Кинотеатр. Но отаку к и н о смотрит редко, ему аниме подавай. И вот тут начинается нечто страшное: в аниме практически не встречается модерновой DTS-дорожки. Той, которая 5.1, где есть пять д е й с т в и т е л ь н о независимых каналов звука. [5]
А если есть, то это а н г л и й с к а я дорожка. Японская же пишется в более устаревшем стандарте Dolby Digital, где аудиоканалов не пять, а два. Тут наши отаку обычно начинают воротить нос, поскольку непонятно почему всему на свете предпочитают японский звук с английскими субтитрами. Иным даже и сны с субтитрами снятся…[6]
DTS - редкость. Парадоксально, присутствует означенная редкость в том аниме, где больше ничего ценного нет. К примеру, Twilight of Dark Master, Vampire Wars. Бывают, впрочем, и исключения из сего паскудного правила - Akira Limited Edition, Nightmare Campus. [7]
В последнее время появилось и аниме на «серых» ДВД, с традиционным русским переводом. Много наших соотечественников «знают английский со словарем», то бишь не знают. Потому пытаются слушать фильм в русском голосовом переводе. Ох, и лепо же нам, братие, разбирать сей феномен…
Сразу с л ы ш и т с я, что это не зарубежная студийная запись. Это вам не Рио-де-Жанейро, как говаривал Остап Бендер. Это у н и х над наложением и микшированием саундтрека работает пяток профессиональных звукорежиссеров, не говоря уже о действительно профессиональных ч т е ц а х. И техника, о существовании каковой наши сиволапые руссификаторы-дублерщики не подозревают ни сном, ни духом.
Вот и получается, как у Крылова: «А вы друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь». После о с к оп л е н и я русской озвучкой, не то что DTS, обычное стерео идет через пень-колоду, периодически блукая в каналах, словно странник в пурге.
Поставим вопрос ребром. А нужен ли среднему российскому отаку домашний кинотеатр?
Среднему в том смысле, что:
- смотрит аниме в рипах с русскими субтитрами, не утруждая себя ковыряниями в словарях;
- диски достает где придется, и это, конечно же, не DVD с несколькими дорожками, а обычные непритязательные болванки;
- туг на ухо.
Видимо, не очень. А если и нужен, то компьютерный. Не аниме смотреть, так хоть в игрушки гонять на досуге… С выходом Playstatoin 2 сия нехитрая дилемма стала актуальна и для видеоигроков. На черной «попке» долгожданной консоли присутствует небольшая дырочка с надписью «Digital out”. Сиречь цифровой выход. В каковой можно вставить не менее цифровой кабель и вывести звук на тот же ресивер. И вуаля - в играх появятся звук подстать ДВД-ому.
Впрочем, почему подстать? Playstation 2 неплохо всасывает игрули на ДВД, а посему - вполне реален выпуск игр с пресловутой DTS дорожкой. Или, на худой конец, Dolby Digital.

Другой путь.

«А мы пойдем своим путем! Возможно, он хуже или лучше других, но это н а ш путь»
М.С. Горбачев.

«Дорогу осилит идущий»
Пословица.

Нельзя стричь всех под одну гребенку. Бывает, что у отаку есть деньги или родители-меломаны, и человек собирает ДК в истинном смысле этого слова. Или компьютерная система постоянно занята многочисленными родственниками, и нужна вторая, к о м н а т н а я.
Именно с компьютерных систем пришли многие сегодняшние хайфайщики. Старая пластиковая система сыграла свою роль, аки Яго у Шекспира. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить… Огород с компьютерным ДК городили только для того, чтобы прочувствовать, что же такое ДК и 3D звук в играх. Как в старом анекдоте: «Куплю б/у оверлок, дешево. Хоть узнаю, что это такое».
После у з н а в а н и я человек начинает собирать серьезную систему или улучшать существующую писюшную. В последнем случае просто меняют колонки, каковые идут в комплекте, на советские АС или импортные бранды. Словом, на что хватит денег, вкуса, и гонору.
Если же принято решение строить с нуля полноценный ДК, то начинается ожидание. Позволить себе купить сразу в с е могут е д и н и ц ы, большинство ценителей кино на диване собирают свою систему по частям. Шутка ли, так строится процентов 90 ДК.
Причем процесс строительства планируют так, чтобы сразу получить овеществленный результат. В первую очередь берут DVD-плеер, благо разница видна даже на самом ветхозаветном телевизоре. Звук же стараются вывести на нечто с колонками. Это может быть советский усилок, дешевенький музыкальный центр или что-то еще.
Дальше - ресивер. Его обычно втыкают вместо былого усилка или китайской балалайки и начинают собирать деньги на колонки. Альтернативный вариант - разжиться советскими колонками из расчета 10 баксов за штуку [8], и посмотреть, что из этого получится.
И получается! Бытует ошибочное мнение, что «Сделано в СССР» значит «сделано плохо». Разрешите не согласиться. Хотя бы потому, что аналогичные по звучанию импортные колонки обойдутся дороже в два-три раза. Совковые же АС для своих денег звучат так, как наборам от Creative и не снилось. Саб, правда, придется брать импортный. Их на родине слонов, к сожалению, не выпускали…
Мне кажется, это самый оптимальный вариант для начала. Еще и потому, что дорого не означает - х о р о ш о. Сразу пример - напольные колонки «Tannoy» за 11.000 «деревянных». Я краем уха слушаю, как из них доносится программа новостей «НТВ». И хватаюсь за сердце: басов нет, жуткие хрипы на средних частотах, человеческая речь идет с сильными искажениями… Дело было в одном магазине нашего городка.
Словом, вспомним строку из песни: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».

«Прорыв».

Nihil sub sole nobi.
Ничто не ново под солнцем (лат.)

Я не зря упомянул советскую акустику. Интересно, что попытки создать ДК были и у нас. Правда, направление не было признано перспективным, а потому не получило развития. Это был ДК без первой буквы: кинотеатр, но не домашний. И фильм с поддержкой этой забытой стереотехнологии был аж целый один.
Назывался он «Прорыв», и был он в начале 70-х. Триллер, по те временам, крутейший, изрядно шокировавший советского зрителя. Комсомольцы-метростроители мирно колупают стенку отбойными молотками, роят очередную ветку московской подземки… и вдруг из свежего раскопа ринулась всесокрушающий п о т о к воды. Именно в этот момент в темном зале включились дополнительные колонки. Эффект был, мягко говоря, зубодробительным. Слово очевидцу: «мы почувствовали себя спичками в унитазе».
К сожалению, в оригинальном стереоварианте фильм прошел всего в двух городах. Разумеется, это были Питер да Москва, поскольку только там имелась необходимая аппаратура. Ту машинерию, на каковой крутили «Прорыв» для столичного бомонда, нельзя назвать кинотеатром в современном смысле этого слова, но все же, все же… Для того времени событие эпохальное, по масштабам сравнимое разве что с выходом человека в космос [9]. Интересное кино, однако: кто-то вышел в космос, а кто-то вошел в кинозал.
Все остальная страна «Прорвалась» чуть позже. По телевизору и в паскудном «моно»…

Послесловие.

Никогда не думал, что буду писать о ДК, hi-fi и прочих изысках на нашем сайте. Ан нет, сподобился… Никоим образом не претендуя на роль аудиогуру, поскольку сам являюсь жертвой злокозненных медведей. Тех гипотетических мохнатолапых тварей, что отдавливают уши…
Могу определить направление звука, отличить МР3-файл от компакта и т.д. Если вам интересно, в следующий раз можно поговорить о способах проверки слуха, звуке и музыке в аниме.
В заключении хочу сказать: я рассказал о своих наблюдениях. Возможно, вы, читатель, шли той же дорогой, но пришли к другим результатам. Или только думаете, иметь или не иметь. Надеюсь, эта статья вам хоть слегка, да поможет.

1. Объективности ради уточню: не ресивир декодирует/считает/разводит, а д е к о д е р. Раньше его приходилось покупать отдельно, но в наши дни в любом рисивер дороже 350 заморских рублей декодер встроенный. И обычно, не один. Классический набор - Dolby Digital и DTS
2. М Жванецкий.
3. Кто бы сомневался.
4. Не совсем точное определение. Клише «ДК в одной коробке» обычно значит «акустика плюс ДВД-плеер» и стоит не меньше 10. 000р. В нашем, компьютерном случае, получается то же самое, но без ДВД-юка. Хотя и РС-наборы, конечно же, встречаются в самых причудливых сочетаниях.
5. Далеко не всегда.
6. У меня такое было после просмотра всего Trigun-а за один присест. Проверьте себя, если вам снятся такие сны, значит, просмотр удался на славу.
7. По-моему, еще и Escaflowne the movie Limited Edition.
8. Акустика класса АС-30 или АС-50. АС-70 или АС-90 обойдутся дороже.
9. Автор будет благодарен, если кто-то соизволит поделится более подробной информации о фильме и его судьбе.

Nomad
Аватар пользователя Nomad
Голосов пока нет

Добавить комментарий (обзор)