Вы здесь

01.06.2007 00:00    5940    0
         

Связующий термин: 

Evangelion - это классика меха-аниме. Сериал, ставший легендой. И как каждая легенда, Eva окружена слухами, догадками и фантазиями. Сериал давно себе не принадлежит, он живет своей жизнью в разуме фанатов. Мы попробуем разобраться в этой массе окружающих сериал мифов и легенд, превращающих это аниме чуть ли не в Библию для анимешников и эталон на все времена. Реальность, как всегда, куда менее романтична.

Миф N1. Evangelion был создан горсткой энтузиастов аниме с практически с нулевым бюджетом.

В 1995 году студия GAINAX была вполне состоявшейся анимационной компанией, может быть не самой успешной и тем более не легендарной, но имеющей определенный опыт. К 1995 году в активе GAINAX числились такие аниме, как "Fushigi no Umi no Nadia" (Надя из таинственных морей), "Royal Space Force: The Wings of Honneamise" (Королевские Космические Силы) и первая ОВА "Top o Nerae! Gunbuster". Несмотря на то, что точная сумма бюджета сериала до сих пор остается коммерческой тайной, по ряду косвенных признаков можно предположить, что он был относительно средним, и главным спонсором выступала компания Tokyo TV. Причем, единственно причиной, по которой на сериал были выделены деньги, это успех продаж первых томов одноимённой манги.

Миф N2 Сюжет Evangelion пришел к автору Хидеаки Анно в виде озарения во время лечения в психиатрической больнице, после попытки самоубийства.

Хидеаки Анно никогда не пребывал на лечении в психиатрической больнице. Зато регулярно обращался к психологу во время периодических приступов депрессии. Один из самых тяжёлых из этих приступов пришёлся на 1993 год и был связан с провалом разработки нового аниме под рабочим названием "Aoki Uru", которое должно было бы стать продолжением "Royal Space Force", что было вызвано отказом финансирования инвесторами.

Миф N3 Ева была создана ради высокого искусства и не ставила целью большие прибыли

Данный сериал явление, безусловно, чисто коммерческое, достаточно вспомнить обилие фансервиса - Рей и Аска позиционируемые как секс-символы аниме. Успех сериалу был практически гарантирован высокой популярностью манги. Показывали его в "праймтамовое" время в 6.30 вечера, когда дети возвращаются из школы. Так что идею о "некоммерческом" начале Евы можно отбросить сразу. Идея идеей, а деньги деньгами - на Еве заработали немало (15 миллиардов иен).

Правда это суммарный доход от всей той индустрии, которая была создана вокруг сериала: продажа DVD, прокат полнометражных фильмов, а также массовый выпуск всяческих сувениров вроде пластиковых фигурок, маек, кружек с логотипом Nerv и так далее. Более того, в сериале даже есть прямой Product placement, в одной из серий Аска играет на приставке Sega. И вообще, нелепа сама мысль об альтруизме анимационной студии. Создание аниме, как и фильмов, это бизнес, это труд десятков и сотен людей: художников, актеров сейю, дизайнеров и звукооператоров. Сейчас, благодаря компьютерным технологиям, задача упростилась, но 12 лет назад, когда каждый кадр рисовался вручную, каждая секунда анимации превращалась в мучительный трудоёмкий процесс.

Миф N4 Evangelion был абсолютно новым веяньем в жанре меха

На самом деле, большая часть концепт-дизайнов и идей были взяты из неудавшегося "Aoki Uru", лишь перенесённого в антураж меха. Пожалуй, единственным настоящим новшеством стала тема органических боевых роботов, которые были вещью в себе, чем-то непознаваемым и предназначенным вовсе не для боя.

Миф N5 сериал стал переломной вехой в графике и анимации

Ещё в 1988 году свет увидело аниме под названием Акира (читай статью в журнале), где был поставлен новый стандарт рисовки (24 прорисованных кадров в секунду), так что если говорить о крушении старых шаблонов, и установлении новых, то подобное в анимации происходит постоянно, и началось задолго до появления Евы. Так что вешать все лавры на творчество Анно как минимум субъективно. Достаточно сравнить кадры из Evangelion c Akira, чтобы понять, что в плане графики никакой новой вехой сериал не стал.

Миф N6 Evangelion обладает потрясающей проработанным и глубоким сюжетом

Потрясающе глубокий и проработанный сюжет сводится к тому, что на некий город методично, раз в месяц, по одному нападают некие существа "ангелы", которых уничтожают подростки на гигантских роботах. При этом кроме Токио 3 нам показывают потрясающе малое количество мест.

Миф N7 Ева - новый взгляд на христианство

Было сломано немало копий в дебатах о том, что именно хотел сказать Анно о религии вообще, и христианстве в частности. И это притом, что сами создатели сериала откровенно заявляли, что банально использовали религиозные символы ради антуража, не пытаясь вносить свои толкования в религию. По признанию помощника режиссёра, Казуя Цурумаки, разработчики использовали при создании сериала христианскую символику лишь для придания уникальности истории по сравнению с множеством других работ о больших роботах, потому что христианство малоизвестно и экзотично для Японии и никакой системы или скрытого глубокого смысла за ней нет.

Цитата из интервью: We originally used Christian symbolism only to give the project a unique edge against other giant robot shows, and that it had no particular meaning.

И действительно, если сопоставить "вольную трактовку" Евы с имеющимися фактами, то невооруженным взглядом будут видны нестыковки (и это ещё мягко сказано). Та же самая история о свитках Мертвого моря - на которых якобы записан сценарий Апокалипсиса, не соответствует действительности (наш Моносугой провел более детальное расследование на эту тему - читайте его статью).

Так что весь религиозный контекст Евы производит впечатление лишь на человека далёкого от христианства и прочих упомянутых религий или знакомого с ними крайне поверхностно. Но свою задачу заинтересовать историей как можно больше зрителей данный авторский ход оправдал на 300%.

Миф N8 "25-26 серии ТВ сериала" - гениальная режиссерская находка.

Боже, сколько всего было сказано по поводу последних серий Евы. Что эти последние серии были самой сутью этого аниме, к которой зритель шёл на протяжении двадцати четырёх серий, что они это режиссёрское послание зрителю и ещё много тому подобного. Реальность же такова, что в то время, как сериал подходил к завершающей фазе, у студии кончились деньги - GAINAX банально не вписалась в бюджет, и чтобы уложиться в выделенное эфирное время (а это целых 40 минут, которые нужно было по контракту чем- то заполнить, а платить дизайнерам и аниматорам было нечем) Анно пошёл на отчаянный шаг, сваяв вместе с монтажниками студии этот дикий стробоскоп из всего подручного материала недоснятых и отброшенных эпизодов, скетчей, набросков, всяких надписей и т.д. Хотя сценарий и часть набросков по настоящим 25-26 эпизодам у студии были, они год спустя реализовались в виде полнометражного фильма "End of Evangelion", достаточно взглянуть на несколько кадров, мелькающих в мешанине 25-26 ТВ серий и сравнить со сценами из EOE .

Есть мнение, что в эту концовку режиссёр вложил базовый психоанализ, знакомый ему благодаря общению с психологом. Если так, то подобный "психоанализ для чайников" оказался удачным ходом, в глазах фанатов превратившимся в пресловутую "изюминку" сериала.

Миф N9 - "Скрытые смыслы Евы".

Есть мнение, что пресловутые "скрытые смыслы" в Еве можно открывать практически бесконечно, каждый раз находя для себя что-то новое. Что тут можно сказать - сам Анно утверждал, что на создание сценария Евы его вдохновила книга Артура Кларка "Конец детства", из которой и была взята "таинственная организация" и искусственная эволюция человечества. Кроме того, режиссёр находился под впечатлением от книг Ницше и Шопенгауэра. Однако это был лишь костяк сериала, остальное режиссёр придумывал сам и порой банально не доводил свои задумки до конца. Разбросав по повествованию подобные "недосказанности", которые при желании можно толковать как угодно, Анно заинтриговал зрителя. Не может же быть, чтобы за ними была пустота? И зритель сам начинал додумывать недостающие части головоломки, порой придумывая такое, о чем режиссёр даже не задумывался. Анно обеспечил любителей "копнуть поглубже" возможностью заниматься любимым делом, сколько душе угодно, долго выбирая ту трактовку событий сериала, которая ему больше всего нравится. Хорошим примером подобного стало убийство Кадзи, сколько было всевозможных вариантов, кого только не подозревали (было хорошее АМВ на эту тему), причем многие логические цепочки выглядели весьма убедительно. А потом Анно в своём интервью заявил, что Кадзи узнал слишком много и был устранён службой безопасности Нерва, по приказу сами понимаете кого. Довольно банально, неправда ли?

Истина заключается в том, что в сериале недостаточно информации, для того чтобы дать ответы на многие подобные вопросы. И сделано это было, безусловно, намеренно, чтобы подогреть интригу.

Миф № 10 "Ева - начало новой волны анимации"

Существует немало вполне авторитетных заявлений о том, что именно Evangelion открыл собой новую эпоху в анимации, время "неформатного", "умного" аниме, не похожего на привычный прянично карамельный продукт для потребителей. Ну, если банально свериться с числами и датами, то выяснится, что "неформатные" аниме появлялись задолго до того, как творение Анно увидело свет - достаточно вспомнить сюжет вышеупомянутых Акиры и Королевских Космических Сил. Одновременно с появлением Евы увидели свет "Ghost in the Shell" и "Vision of Escaflowne", также не похожие на стандарт восьмидесятых. Так что сравнивать появление Евы с началом новой эпохи весьма субъективно.

Возможно, прочитав всё это, вы спросите - почему же Ева так популярна, и воспета как "Фудзияма в мире анимации" (с)?

В качестве ответа приведём цитату из творчества писателя Михаила Веллера.

"Фокус в том, что даже при заслуженной славе образ героя отделяется от реального и становится легендой: образом идеализированным, приукрашенным и условным.

И этот образ в сознании людей начинает жить своей собственной жизнью - и эта его

собственная жизнь подчас начинает не иметь ничего общего с реальным героем.

Людское воображение, чаяния, представления о жизни трансформируют образ героя

так, что он сам себя может не узнать" (с).

Итак, в большинстве случаев мы сами творим легенду, придумывая и достраивая пустоты сериала, наполняя его тем смыслом, который нам больше нравится. В этом, безусловно, величайшая заслуга и талант GAINAX и режиссёра Хидеки Анно в частности. Ева - увлекательный кубик рубик, который при желании можно крутить в своём разуме, пока данное занятие не наскучит. Вот только не нужно принимать его в качестве подмены религии или, тем более, какого-либо руководства к действию. Да, Ева - это классика аниме, которую можно поставить на полку к творениям Миядзаки и Синкая, но надо отдавать себе отчет, что не одна она достойна этого.

Anton Lennikov
Аватар пользователя Anton Lennikov
Ваша оценка: Нет Средняя: 7.8 (8 оценок)

Добавить комментарий (обзор)